15 октября в рамках проекта “Дом под зонтом”, реализуемого Национальным институтом защиты детства состоялась медиа-встреча по вопросам буллинга среди детей. На встрече прозвучали практические советы психолога Галины Романовской – эксперта Национального института защиты детства, научного сотрудника ЛИНО МГПУ, программного директора АНО ДПО “Институт социальных услуг и инноваций “Вектор”.
“Скажи травле – нет!”
Перед приглашенными психологами, блогерами и журналистами стояла цель осветить факт травли в детских коллективах, предложить обсуждение проблемы, варианты профилактики и способы решения уже сложившихся ситуаций. Галина Романовская описала различия между травлей и нарушением поведения, поделилась личным опытом по разрешению травли в детских коллективах, рассказала и об отношении к буллингу как школьников, так и взрослых.
“Травля – это системное явление” – Галина Романовская.
Статистика, собранная Организацией экономического сотрудничества и развития, говорит, что Россия находится на третьем месте по распространенности проблемы буллинга среди 27 стран, в которых проводились исследования. По данным опроса школьников, 21% проявляли агрессию по отношению к другим, и 59% участников опроса сталкивались с ситуациями издевательства. Каждый первый сталкивался с буллингом, каждый третий школьник участвовал в буллинге так или иначе – жертвой, агрессором, наблюдателем. К сожалению, не всегда ребенок способен выявить травлю, как сложившуюся ситуацию, и получить квалифицированную помощь со стороны взрослого – учителя, школьного психолога, в силу неосвещенности проблемы, отсутствия ясных алгоритмов действий в случае столкновения с агрессивным поведением не только у детей, но и у взрослых.
“Травля – это то, что повторяется.” – Галина Романовская.
Преимущественно, травля начинается с психологического давления: выделения объекта травли в негативном ключе, унижение, бойкотирование, угрозы, клевета. Возможны физические формы травли – толчки, побои, прочие насильственные действия, порча имущества жертвы и т. д. Есть сложившееся мнение, что при отсутствии реагирования со стороны взрослых, в среднем, спустя полгода агрессивного жестокого буллинга, возможен суицид жертвы. Поэтому в случае появления подозрений у взрослых или прямого запроса от ребенка, реагирование должно быть немедленным. Галина Романовская рекомендует начать с разговора с учителем, с родителями обидчиков. Важно соблюдать принцип ненападения, уважения и понимания стороны собеседника. Ее опыт разрешения конфликта в классе собственного ребенка позволил написать один из вариантов урегулирования проблемы травли: письмо родителям, помощь педагогам в разрешении ситуации с привлечением наработанных способов, помимо имеющихся антибуллинговых школьных программ, предложение администрации школы использовать систему повышения квалификации учителей с привлечением организаций, занимающихся вопросом профессионального выгорания педагогов.
“Бей первым!” – почему это неправильно?
Так как тема травли все еще слабо освещается профессионально, большинство родителей дают советы “по старинке” – психолог объясняет почему это неправильно:
“Вставать в позицию агрессора неправильно, потому что получается замкнутый круг, а не разрешение проблемы. Необходимо прорабатывать ситуацию, увидеть корень проблемы, попробовать все возможные способы, которые есть в арсенале родителя, а не отмахнуться фразой “Дай сдачи”, которой вы показываете, что вам не важны проблемы ребенка, которой вы хотите от него отмахнуться, оставить наедине со своим горем.”
На сайте Национального института защиты детства размещены материалы на тему “Что делать если вы столкнулись с буллингом.” Ими может воспользоваться любой взрослый, заинтересованный в экологичном разрешении проблемы.
“Научите детей говорить “Нет”
Противостоять буллингу сложно. Поэтому очень важна профилактика травли. Превентивными мерами могут стать работа по сплочению коллектива, совместная деятельность ВМЕСТО буллинга, и, конечно же, разговоры. Беседы о недопустимости такого взаимодействия, о ненормальности желания делать больно, о неприемлимости унижения другого. Ведь, гораздо лучше и проще предупредить, чем исправлять.
Яна Соколова